?

Log in

No account? Create an account
10 миль на танке - Семь шагов за горизонт [entries|archive|friends|userinfo]
roomd

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

10 миль на танке [Sep. 22nd, 2014|06:18 pm]
roomd
[Tags|, ]

В связи с редкой возможностью попользоваться велом из Capital Bikeshare всего за доллар, в первый раз прокатился на этом чуде техники. Станция на Old Georgetown Rd совсем недалеко от того места, где я обедаю. Получение велосипеда происходит через общение с автоматом, очень напоминающим автомат по продаже билетов:
From Capital Bikeshare Sep 2014


Прокатив кредитку, надо прочитать 137 страниц соглашения о пользовании и расписаться о согласии:
From Capital Bikeshare Sep 2014


После чего распечатывается пятизначный код в троичной системе:

From Capital Bikeshare Sep 2014


Который надо ввести на клавиатуре у желаемого велосипеда:
From Capital Bikeshare Sep 2014


Железный щелчок -- и железный конь на полчаса твой:
From Capital Bikeshare Sep 2014



Справедливо полагая, что запланированный 10-мильный маршрут за полчаса проделать не удастся, чтобы не платить пеню за просрочку, разбил его на три сегмента (доехав до очередной станции, велосипед можно сдать и тут же получить новый, ещё на полчаса, и так далее, на срок купленного абонемента): 1, 2, 3. Соответственно, попробовал три разных велосипеда по дорогам в Бетезде, ровному и асфальтированному Capital Crescent трейлу, грунтовому его же продолжению и некотором количестве холмов на обратном пути.

Велосипед тяжёлый, примерно в два раза тяжелее полностью снаряжённого велосипеда, на котором я езжу на работу. Останавливаясь, я привык придерживать руль парой пальцев. Попытавшись по привычке сделать это, велосипед я чуть не уронил. По части езды -- я никогда не ездил на мотороллере, но начальное ощущение было примерно такое же. Тяжелая машина, плавно входящая в повороты, вертикальная посадка, тихонько подвывает динамо для питания освещения. Потом я вспомнил, как 15 лет назад сел за руль Олдсмобиля приятеля -- типично американская машина, которая плывёт своей жизнью. Тормоза очень плавные, через руль не кувыркнёшься при всем желании. Трёхскоростная коробка передач, очень тормозная при понижении скорости -- с рывком переключалась через секунды полторы, напомнила поездки на автобусе ЛиАЗ-677 с советской АКПП. Так как передачи только три, то выкручивая самому разогнаться больше 16 МПХ не вышло (под хорошую горку он сам раскатился до 20). В гору ехать нелегко, но возможно. Средняя скорость движения 10-12 МПХ, больше никак. Шины толстые, можно ехать хоть по асфальту, хоть по грунту.

Резюме:
Даже если возле дома построят станцию, свои велосипеды я не продам :-) Но для неторопливого осматривания какого-нибудь не сильно холмистого города, если своего велосипеда с собой нет, вполне подойдёт. Ну и если бы я жил в центре какого-нибудь города типа Вашингтона, это был бы хороший вариант добраться до метро/от метро и мелких поездок до 3-4 миль, поскольку можно не бояться, что его сопрут, а разница в скорости на таком расстоянии непринципиальна. За цену моего велосипеда можно купить годичных абонементов на 20 с лишним лет.

Кстати, суточный абонемент действует немного больше суток, до 7:30 вечера завтра. Так что если кто с работы хочет попробовать -- это можно сделать.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-09-22 10:26 pm (UTC)
> Средняя скорость движения 10-12 МПХ

Какая бы была средняя скорость движения на спортивном велосипеде на том же маршруте?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-22 10:27 pm (UTC)
У меня, как минимум в полтора раза.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-09-22 10:55 pm (UTC)
В полтора раза - это очень много.
Ведь сумма весов велосипеда и велосипедиста увеличивается всего лишь процентов на двадцать.

Более того, мощность сопротивления воздуха увеличивается пропорционально кубу скорости.

Неужели неудобство велосипеда (даже если отбросить вес) так сильно влияет на скорость?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 12:21 am (UTC)
Во-первых, зависимость здесь не линейная, процентов 20% веса у человека может быть разницей между нормальным весом и ожирением, например.

Во-вторых, дело ж не только в весе. Механизм у него неприхотливый и неубиваемый, но при этом значительно менее эффективный, чем у спорт-байка. Шины широкие, трение большое. И как я уже писал, совсем другой диапазон скоростей, чтобы на нём ехать 15, надо уже ненормально быстро крутить ногами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1blueskydreamer
2014-09-23 12:27 am (UTC)
Помимо с сопротивления воздуха и градиента, существуют еще: КПД передачи, сопротивление качению шин.

В обычном спортивном велосипеде цепная передача помимо основной функции передачи работает как мультиплексор. В этом велосипеде есть отдельно цепь и в дополнение к ней есть еще планетарная втулка. Широкие шины тоже имеют значительно большее сопротивление качению. Плюс еще несколько ватт отбирает постоянно работающая динамо машина в передней втулке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1blueskydreamer
2014-09-23 02:11 am (UTC)
Еще контактные педали позволяют выкручивать примерно на 40% мощности больше при том же усилии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-09-23 02:22 am (UTC)
Контактные педали, вероятно, главная составляющая разницы.
Предполагаю, что следующая, по важности, составляющая - это посадка велосипедиста (сопротивление тела воздуху).

Кстати, разве ширина шин как-то существенно влияет на сопротивление качения?
На сопротивление воздуху - ширина шин должна влиять довольно существенно, но на сопротивление качению почему?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1blueskydreamer
2014-09-24 12:58 am (UTC)
Нет. Круговое вращение нужно специально тренировать. Сопротивление воздуха при скоростях ниже 30 км/ч существенной роли не играет.

Нет. Вот тут все подробнее: http://en.wikipedia.org/wiki/Rolling_resistance Вообще, ответы на все вопросы и утверждения легко гуглятся.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-09-24 02:15 am (UTC)
> Нет. Круговое вращение нужно специально тренировать.

Разве у roomd круговое вращение педалей ещё не натренировано?

> Сопротивление воздуха при скоростях ниже 30 км/ч существенной роли не играет.

"под хорошую горку он сам раскатился до 20"

20 mph - больше, чем 30 км/ч.
То есть на быстрых участках дороги - сопротивление воздуху влияет существенно.


---
http://en.wikipedia.org/wiki/Rolling_resistance
wider bicycle tires flex less in sidewalls as they roll and thus have lower rolling resistance (although higher air resistance)
---
То есть ширина шин, действительно, мало влияет.


> ответы на все вопросы и утверждения легко гуглятся.

Не так уж и легко.
Я попробовал:
https://www.google.com/search?q=speed+difference+road+bicycle+vs+cruiser+bicycle

https://www.google.com/search?q=how+much+faster+road+bike+than+cruiser+bike

Нашёл только сравнения mountain vs road bike.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1blueskydreamer
2014-09-24 02:36 am (UTC)
at the same pressure, wider bicycle tires flex less in sidewalls as they roll and thus have lower rolling resistance (although higher air resistance).

Никто не накачивает узкие шины на то же давление, что и широкие. Для примера широкие горные шины надувают до 30-50 psi, свой шоссейник я качаю до 120. Если поставить трубки, можно накачать до 150 и больше. Разница в сопротивлении качению огромна.

Edited at 2014-09-24 02:38 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-09-24 03:27 am (UTC)
> at the same pressure,

Чтобы обратить внимание на эту деталь, об этом нужно знать.
Поэтому гуглить просто только если уже примерно знаешь ответ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-09-24 03:26 am (UTC)
"Even at moderate speeds, most power is spent in overcoming the aerodynamic drag force"

То есть сопротивление воздуху, всё-таки имеет большое значение.


С другой стороны, в этой статье мне не удалось найти насколько же спортивный велосипед быстрее круизного тяжеловеса.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sciuro
2014-09-23 12:00 am (UTC)
Точно такие же, как у нас в Бостоне!
С впечатлениями согласна на 100%. Но я все равно купила абонемент на 2014 - он частично субсидируется работой, и позволяет в те дни, когда велосипед почему-то остался дома, быстро добраться куда-то в центре города.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 12:24 am (UTC)
А вендоров не так уж и много в мире, поэтому они много где одинаковые.

Я в центре DC бываю только с развлекательными целями, и тогда всегда могу взять свой вел, поэтому мне годичный абонемент, хоть и не дорогой, совсем никак не нужен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sciuro
2014-09-23 06:43 pm (UTC)
А на зиму их у вас убирают?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 06:45 pm (UTC)
Насколько я знаю, нет. Но здесь зимой и снег не так часто, как в Бостоне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hutshepsut
2014-09-23 12:37 am (UTC)
а чо ж такая процедура покупки занудная? чтобы не обманывали?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 12:39 am (UTC)
Ты про 137 страниц ползовательского соглашения или вообще весь процесс? В принципе, после первого раза всё делается быстро, а у долгосрочных абонементов вообще электронный ключ, так что всё быстро. Ну а так, против вандализма и воровства конечно (говорят, велосипеды из некоторых европейских систем видели потом в Африке).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: katia_itri
2014-09-23 01:46 am (UTC)
То есть серьезно? Что бы взять вел надо пролистать все 137 страниц? Просто на кнопочку ОК нажать нельзя?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 01:48 am (UTC)
Да нет, конечно, можно сразу ОК нажать. Но надеюсь, там на 97 странице не написано, что если я потеряю велосипед, то у меня заберут моего первенца:-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-09-23 08:27 pm (UTC)
Понятно. В общем, это мой велосипед, узнаю брата Колю по описанию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 08:27 pm (UTC)
Твой полегче будет :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-09-23 08:31 pm (UTC)
Фигасе! Даже так? Ну, там основной приоритет - геубиваемость.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-09-23 08:32 pm (UTC)
Да, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)