?

Log in

No account? Create an account
Многомерность - Семь шагов за горизонт [entries|archive|friends|userinfo]
roomd

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Многомерность [Jun. 5th, 2014|01:02 am]
roomd
[Tags|, ]

Помимо обычных игр, полистал вместе с Кирюшей сегодня купленную им и Славой книжку "Biggest Mysteries in Science":


Под громким названием скрывается неплохо оформленный научпоп для детей. Особый интерес у Кирюши вызывает раздел Space, поизучали видимые выше потенциально населённые планеты, подумали, каково жилось бы на планете с 1.4 гравитации, средней температурой 70С или отличным от нашего содержанием кислорода в атмосфере. Попытался объяснить основную идею антропного принципа.

На другой странице -- теория многомерных вселенных. Пообсуждали, что может быть в "пустоте" между вселенными, что такое wormhole, etc. Под рукой как раз очень удачно оказалась длинная бумажная лента от "Fruit by the Foot" (единственная польза от этого страшного продукта), сделал из неё кольцо и ленту Мёбиуса, проиллюстрировав известные принципы, и как потенциально возможно попасть-таки на описанные выше планеты, до которых иначе лететь долгие и скучные тысячи лет.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-05 05:20 am (UTC)
Такие разговоры с подрастающими - это замечательно. Я тоже стараюсь не упускать возможность для них.
И как же ты объяснил антропный принцип в данном случае? Мне любопытно, потому что тут два аспекта, и один даже важнее другого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-06-05 01:08 pm (UTC)
В упрощённом, конечно, виде, отвечая на вопрос, "А почему, среди такого множества планет с такими разными физическими условиями, нам повезло жить на столь хорошо подходящей нам Земле?", что "Это не Земля нам так хорошо подходит, а мы ей, поскольку именно вследствие условий на ней жизнь и появилась именно в таком виде."

В более широком плане, про множественность вселенных и тонкий подбор физических констант именно в нашей, я не вдавался.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1blueskydreamer
2014-06-05 01:32 pm (UTC)
Была еще теория, что развитые цивилизации не хотят общаться потому, что пользы от этого никакой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-06-05 01:58 pm (UTC)
Это ответ на другой вопрос, "парадокс Ферми".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 07:00 pm (UTC)
Вот только вчера с Димой затрагивали эту тему. Надеюсь, ты прав, а не Даймонд, например. А я вполне допускаю, что жизнь - явление не единичное, но все же очень редкое, а разумная жизнь и того реже. Поэтому мы просто можем быть разделены столь страшными пространствами, что если Эйнштейн прав, это просто бесперспективное дело. Посылать сигнал за миллиард лет и ждать 2 миллиарда лет ответ никто не будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rrr2
2014-06-06 07:04 pm (UTC)
Кеплер несколько пошатнул... За коороткое время, в узком коротком конусе, столько всего нашел, и даже несколько землеподобных в "зоне комфорта"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 07:09 pm (UTC)
Ну, нашел. И что? Мы ведь понимаем, что какой-то элемент случайности (хоть и не такой, как пытаются уверить нас веруны) в возникновении жизни был. Так что вполне может оказаться, что случайность эта столь редка, что среди тысяч (миллионов?) планет лишь одна разовьет на своей планете жизнь за время своего существования. Я не утверждаю, но это вполне может быть так, и Кепплер тут ни при чем. Я еще до всякого Кеплера знал, что космос кишмя кишит планетами, просто потому что идея, что Солнечная система уникальна - это бред на уровне существования бога. Для этого нет никаких причин, а точнее, тогда должна быть очень веская и невероятная причина к тому.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 07:10 pm (UTC)
Вот если мы найдем хоть еще одну (!) планету с признаками жизни - тогда все. Тогда жизнь в космосе просто понатыкана как изюм в булку.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rrr2
2014-06-06 07:20 pm (UTC)
Мне кажется, что миссия Curiosity будет важнейшим событием этого десятилется :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 07:27 pm (UTC)
Думаешь, найдут? Это будет потрясающе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 07:12 pm (UTC)
И это еще будет означать, что механизм возникновения жизни очень прост и практически при правильных условиях детерминирован. Даже проще, чем РНК-мир. То есть надо будет искать какое-то предыдущее звено, которое размножалось и рекрутировало РНК для чего-то там, а уже РНК рекрутировали белковые молекулы для улучшения катализа в свою очередь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1blueskydreamer
2014-06-07 04:21 am (UTC)
Ну главная причина, что гости в принципе не нужны. Это большой риск для выживания. Поэтому, если сильно излучать разные сигналы, могут прилететь и все отнять.

Я лично склоняюсь к той версии, что жизнь все же если и возможна, то в очень редких случаях. Главная причина - стабильность светимости звезд и стабильность орбит планет на протяжении миллиардов лет. Оба эти параметра лично у меня вызывают сильное сомнение. Т.е. если где-то и возникают условия для жизни, то жизнь не успевает подняться до многоклеточных форм до того, как планета выйдет из зоны жизни. Можно посмотреть на Марс для примера.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-07 04:25 am (UTC)
Ну то есть ты согласен со мной. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-05 03:44 pm (UTC)
Хорошо. То есть важно подчеркнуть эволюционную причину: потому и такие мы, что эволюционировали в данных условиях, и нам в них комфортнее, чем в других. Были бы другие условия - мы бы не возникли (и не задавали бы сейчас вопросы), либо были бы другими, и нам было бы комфортно в тех условиях.
В общем, ты хорошо сформулировал.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rrr2
2014-06-06 06:45 pm (UTC)
То есть, ты не сторонник сильного антропного принципа :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 06:58 pm (UTC)
Догадайся с двух раз. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-06-05 04:06 pm (UTC)
> каково жилось бы на планете с 1.4 гравитации, средней температурой 70С или отличным от нашего содержанием кислорода в атмосфере.

... или на нашей Земле, если бы она перестала вращаться вокруг собственной оси.
https://www.youtube.com/watch?v=nH3bmG-KjvU
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2014-06-05 04:09 pm (UTC)
Да, занятный мысленный эксперимент. В противоположную сторону (ускорение вращения) был рассказ у Беляева.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennisgorelik
2014-06-05 04:25 pm (UTC)
Раньше Земля вращалась быстрее.
Чтобы что-то серьёзное произошло, нужно вращение Земли увеличить раз в пять.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alleukemist
2014-06-06 07:02 pm (UTC)
На ссылку не ходил, но так подозреваю, что это один занятный научпопный фильмец по этому поводу. Да, впечатляет.
(Reply) (Parent) (Thread)