?

Log in

No account? Create an account
Трамваи Стокгольма - Семь шагов за горизонт [entries|archive|friends|userinfo]
roomd

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Трамваи Стокгольма [Sep. 8th, 2015|10:08 pm]
roomd
[Tags|, , , , , , , , , ]

В 50-60 годы ХХ века многие города мира развлекались изничтожением своих трамвайных систем, но помимо автомобильно-идеологических причин, падению трамвая в Стокгольме посодействовал переход на правостороннее движение. Метро с автобусом и так теснили, поэтому решили новый подвижной состав к смене движения в 1967 году просто не закупать. Через пару десятков лет запустили историческую линию на Юргорден, к настоящему времени её продлили до центра и закупили современные вагоны:
P1020685

P1020687

Не доверяя умению туристов заплатить за проезд, по вагону ходят симпатичные контролёрши, заодно выполняющие роль справочного бюро "а на какой остановке надо выйти, чтобы попасть в музей АББЫ". На обратном пути роль справочного бюро выполняли мы, отвечая на вопрос двух пожилых румынок, "как попасть к королевскому дворцу" (социалистическая кооперация не дала им ни шведского, ни английский, зато в голове осел вполне приличный русский; бывшие при них два мужчины не говорили и на нём).

Исторические трамваи я иногда видел на горизонте, удалось заснять только один раз:

P1030732

Ещё два вида современных:
P1030082

Бегают трамваu часто, ни разу больше 5 минут не ждали. По размеру линия вполне соответствует вечно строящемуся Вашингтонскому трамваю, что в принципе показывает полезность даже такой короткой линии, только вот Стокгольмский давно работает, а Вашингтонский по сей день пребывает вместе с джазменами.

***

На третий день жизни в гостuнице обнаружил, что мимо неё проходит современная линия скоростного трамвая под немного смешным названием Tvärbanan (Тверь-банан, общий суффикс для многих рельсовых линий, очевидный родственник немецкого Bahn). Целиком новодел, выполняющий роль полукольцевой линии метро. Линия почти целиком обособленная, так как новая, то правосторонняя (в отличие от железных дорог и метро, которые сохранили левостороннесть):
P1030468

P1030470

Состав из солнечной Испании:
P1030473

P1030474

***

В городе имеется весьма интересный музей гортранспорта, выросший из коллекции списанных трамваев:
P1030595

Отражены все этапы развития, от лодок под найм с суровыми женщинами-хозяйками и гребцами:
P1030596

Конка со страшненького вида скелетами лошадей:
P1030597

P1030608

Первые электрические трамы:
P1030619

Поскольку Стокгольм на островах, долго было две независимых системы разных цветов и владельцев:
P1030622

Потом всё стало нынешнего голубенького (почти как в Мюнхене) цвета:
P1030623

Страна победившего социализма, так что для транспортировки работников до работ на некотрых маршрутах был специальный сниженный тариф (а не повышенный в час пик, как у нас):
P1030627

Уютная действующая моделька:
P1030633

И сложность развязки на площади не хуже Гётеборга:
P1030634

Такие ходили уже близко к концу:
P1030664

P1030667

Интерьер:
P1030668

Киоск на остановке с журналами, соответствующими времени:
P1030673

Есть макет современного трама, но это уже и на улице увидеть можно:
P1030692

P1030693

Очень хотелось прогнать ребёнка с места вагоновожатого:
P1030694

Был когда-то в Стокгольме и троллейбус, но совсем недолго:
P1030635

P1030637

Автобусы тоже представлены:
P1030628

P1030640

Очень интересно место кассира метро: шикарные бакенбарды, трубка на рабочем месте, кассетник (с АББОЙ?), билетики, измеренные в эре (давно вышедшие из обращения и помнимые только по Карлсону):
P1030648

P1030649

P1030651

P1030652

С этого места начинается эпоха метро, один поезд которого как известно может заменить целое шоссе (если поезда ходят нормально):
P1030656

Эволюция схем (но о метро я напишу пожалуй отдельный пост):
P1030662

Первые поезда были противно-зелёные:
P1030683

P1030684

P1030686

Потом стали практически как в московском метро:
P1030676

P1030655

P1030681

Хипующий пассажир и мамаша с пакетом из IKEA:
P1030678

В кабине вагона метро можно постоять, трогая рукояти управления, в то время как в лобовом стекле транслируется реальная видеозапись, очень завораживает:
P1030605

P1030606

Для катания детей действующая линия миниметро, даже с тоннелями:
P1030611

P1030614

В масштабе с обычным вагоном:
P1030615

Рядом небольшой музей игрушек. На макете шведские поезда представлены мюнхенским ET420 (несколько которых оказывается были подержанными проданы в Швецию), даже перекрашивать не пришлось:
P1030698



Все музейные фото: 1, 2.
LinkReply

Comments:
From: rrr2
2015-09-09 05:25 am (UTC)
Хм, даже в заштатном Норфолке ходит симпатичный беленький трамвай.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roomd
2015-09-09 03:19 pm (UTC)
Увы, в Вашингтоне оказались какие-то чемпионы по некомпетентности.
(Reply) (Parent) (Thread)